ДЫШАТЬ В МЫТИЩАХ СТАНЕТ ТРУДНЕЕ

     Как   говорится,  с  чувством   глубокого   удовлетворения   прочитал  статьи  профессора Г. Резникова (мытищинская газета «Родники), а также биолога Т. Томиловой. Правда, в последней статье видны следы ножниц цензора.
     В статье Г. Резникова приведены удручающие данные о загрязнении воздуха в г. Мытищи и о влиянию этого факта на здоровье жителей. К этому можно добавить, что, по сведениям известного эколога профессора А. Яблокова, детская смертность в г. Мытищи почти вдвое выше, чем в соседнем г. Пушкино.
     Следует согласиться с Т. Томиловой в том, что локальные системы кондиционирования и воздухоочистки в жилых и общественных помещениях - не выход из положения, хотя и их применять необходимо. Например, жители дома №1 по ул. Мира постоянно обращаются в городскую администрацию с просьбой установить герметичные окна и кондиционеры-воздухоочистители в связи с усилением движения по улице Мира и планируемым строительством объездной дороги 4242, в результате чего этот дом окажется в «экологической петле». Ответа нет, даже отрицательного. Другим эффективным решением было бы запрещение использования в Мытищах бензина качеством ниже, чем евро-3 (почему бы и нет?).
     Однако единственным методом, позволяющим не допустить дальнейшего ухудшения критической ситуации, является изменение градостроительной политики.
     Сегодня мытищинской администрацией предпринимаются следующие шаги:
     1. Ликвидация рекреационно-спортивных зон. Яркий пример: предусмотренная в проекте генплана г. Мытищи ликвидация единственного в Московской области Олимпийского объекта - стрельбища «Динамо» с участками леса, А вместо спортивной зоны в начале улицы Мира, включающей физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, спортплощадками, теннисными кортами и пешеходной зоной, предполагают возвести офис компании «Стройтекс» с многоэтажной стоянкой и объездной дорогой.
     2. Уничтожение зеленых насаждений. Западная Перловка уже потеряла большую часть своего зеленого великолепия, застроена плотностоящими многоэтажками. Напомню, что единственный зеленый островок в городе, имеющий право называться парком, - центральный парк - когда-то планировали продлить до привокзальной площади (до станции Мытищи). Небольшой участок, засаженный «породистыми» деревьями, гордо именуемый жителями «парком им. Терешковой» (у Арены Мытищи), вырублен и также застраивается зданиями торгово-развлекательного типа.
     Особое возражение мытищинцев вызывает предусматриваемое генпланом включение в состав г. Мытищи Пироговского лесопарка и части природного парка «Лосиный остров», так как это искусственно увеличивает «площадь зеленых насаждений» в расчете на одного жителя (сегодня он в г. Мытищи кратно ниже нормативного) и, следовательно, приведет к уничтожению существующих озелененных участков, а потом и застройке включаемых зеленых территорий. Плохой пример берется с властей г. Балашиха, пытающихся застроить, несмотря на многочисленные протесты жителей, сюжеты ведущих телеканалов и судебные разбирательства, 15 гектаров парка «Лосиный остров» с вековыми корабельными соснами.
     3. Эх, дороги... Центр г. Мытищи планируют разрезать оживленной магистралью, соединяющей Ярославское и Волковское шоссе по ул. Фрунзе, через железную дорогу по ул. Мира. Какая при этом будет загазованность в центре и выдержат ли ее деревья (не говоря о людях) в примыкающем к этой супертрассе парке? О министадионе для пляжного волейбола и детских соревнованиях также придется забыть. А ведь в других городах строят не «хайвэй» через центр, а объездные дороги.
      Экологически целесообразное предложение - строительство линии метро. Жители пересядут с автомобилей на «беспробочный» и «чистый» общественный транспорт. Почему бы не подумать о полной замене общественного транспорта на электрический (троллейбус или трамвай). Кстати, г. Пушкино и г. Королёв недавно запланировали у себя трамвай. И очевидна необходимость восстановления (и реконструкции!) городской электрички - ст. Мытищи - Пирогово.
     4. Уничтожаются пешеходные и велосипедные зоны. Единственная большая пешеходная зона в центре города - «народная тропа» от ст.Тайнинская через реку Яузу с ответвлениями после магазина «Перекресток» - в сторону ГДК и школы № 17 (проезд 4242). Вместо того чтобы благоустроить этот проезд, компания «Стройтекс» хочет соорудить здесь объездную автодорогу. Гимназия №17 и детский сад «Щелкунчик» перестанут находиться в экологически благоприятной зоне, да и школьникам станет опасно передвигаться по микрорайону. Жители же близлежащих домов окажутся в упомянутой «экологической петле». Так вот, если уж хочется что-то построить, давайте построим велосипедную дорожку, а рядом пешеходную – от ГДК, дальше вдоль Яузы до Перловки.
     Это будет и первая в г. Мытищи велодорога - дублер Новомытищинского проспекта, для деловых поездок и отдыха. Если говорить о велосипедных зонах, не стану вспоминать Китай или некоторые европейские города, например Копенгаген, где свыше 60% жителей едут на работу или учебу на велосипедах. Возьмем Московскую область, г. Дубну: на велосипедах весь город - от лаборанта до академика (не говоря уже о школьниках).
     5. Выбросы промышленных объектов. Казалось бы, с уничтожением НПО «Химволокно», комбината «Стройпластмасс», с практической ликвидацией газовых выбросов литейки ММЗ вопрос загрязнения атмосферы предприятиями потерял свою актуальность. Ан нет. Северная ТЭЦ, против строительства которой выступали не только жители, но и депутаты районного и даже Верховного Советов (были же времена!), вводит в строй все новые очереди (блоки). И это несмотря на давно преодоленный дефицит электроэнергии в Мытищинском районе. Нам твердят об экологической безопасности. Но даже если забыть об изредка видимых темных выбросах из трубы, нужно учитывать, что резервное топливо ТЭЦ - мазут, а контроль над своевременной заменой дорогостоящих фильтров закрыт для общественности и независимых экологических организаций. Вместо санитарно-защитной зоны у ТЭЦ возникает новый микрорайон.
     Последовавшие одна за другой в районной газете статьи г-на Н. Христюка свидетельствуют о желании администрации построить в районе мусоросжигающий завод. Напомню, что выделяющийся при сжигании большинства синтетических материалов самый опасный канцероген - диоксин - не имеет предельно допустимой концентрации и не выводится из организма, а накапливается в нем. Самое печальное, что на сегодня в принципе не существует методов очистки продуктов сгорания от диоксина. По данным Российского отделения международной экологической организации «Зеленый крест», уже через 5 лет концентрация диоксина в организме жителей приведет к взрывному росту числа раковых заболеваний. И опять же, наши соседи — г. Пушкино и г. Королев — отказались от строительства мусоросжигающих заводов. Действительно, существуют экологически более чистые методы переработки мусора. Например, в Германии успешно используют раздельный сбор мусора + сортировка + вторичная переработка + прессовка + захоронение (не подлежащих переработке отходов). Немцы помогают и югу Италии, погрязшему в мусоре.
     Что делать? Только правильный ответ на этот главный из вечных вопросов сделает плодотворной дискуссию о росте загрязнений в мытищинском воздухе.
     Казалось бы, очевидна роль общественности. Однако ни СТОСы, ни общественная палата района, ни Советы депутатов (их в районе четыре), ни так называемый «Зеленый щит» ни разу даже не поднимали вопросов ухудшения экологии. Общественные слушания по строительству ни разу не привели к ожидаемому жителями-результату. Яркий пример - слушания по генеральному плану г. Мытищи. Ни в протоколе, ни в заключении о слушаниях не отражено, что подавляющее большинство участвовавших в слушаниях выступило против проекта генплана. Большинство выступлений в протоколе искажено, некоторые даже не упомянуты (например, выступление специалиста-энергетика Скляревского Ю.И.). По этой же схеме проведены другие слушания, как правило, в рабочее время, например о строительстве многофункционального комплекса с многоэтажным гаражом и объездной дорогой в начале улицы Мира. Личные и коллективные обращения в районную и городскую администрацию остаются без ответа.
     Районный и городской Советы не борются с ухудшением экологической обстановки, что неудивительно в условиях засилья там группы строителей - депутатов (Шкапич, Скрябин, Шпак, Максимов, Андреев и др.) - и отсутствия оппозиции.
     Наверное, я все еще наивен, но почему-то верю, что объявленная борьба с коррупцией, в случае успеха, сможет сделать градостроительную политику более экологичной. По данным следственного комитета при генпрокуратуре размер коррупции в денежном выражении составляет около 30% от федерального бюджета. В масштабах районного и городского бюджетов это составит многие сотни миллионов рублей. Эти деньги можно направить на социальные нужды и ЖКХ, а улучшение экологии произойдет автоматически, так как неэкологичные проекты без денежной поддержки просто не станут принимать.
     Ждем также усиления санкций за экологический ущерб: готов законопроект о нормировании допустимого воздействия на окружающую среду.
     Наконец, к улучшению экологии приведет восстановление статуса Мытищинского района как части лесопаркового защитного пояса Москвы.
     Хотелось бы, чтобы эта статья не оказалась только очередным напоминанием об ухудшении состояния воздушной среды в Мытищинском районе (и соответственно, в Подмосковье в целом) и последовала бы реакция не только читателей, но и руководителей Мытищинской городской и районной администраций, Советов и прокуратуры.

Ю.А. КОСТРОВ,
член организации «Российские ученые
социалистической ориентации» (РУСО)

      P.S. Пока статья готовилась к печати, Совет депутатов Мытищинского района принял решение о проектировании мусоросжигающего завода в г. Мытищи.
     Сбор подписей против строительства мусоросжигающих заводов в России идёт в Москве и
С-Петербурге.

Статья опубликована в газете "Подмосковная Правда", №25, 14 августа 2008 года.


       © 2009-2010 Козьма Прутков mytishicity@yandex.ru       
Hosted by uCoz